Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2» ПРИНЯТО Решением Педагогического Совета МАОУ НТГО «СОШ№2» Протокол №1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ НТГО «СОШ №2» ______________ Е. А. Спехов План внеурочной деятельности начального общего образования на 2023-2024 учебный год г. Нижняя Тура, 2023 План внеурочной деятельности начального общего образования Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектноисследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; - становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения учитывается: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый еоетав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. При отборе направлений внеурочной деятельноети образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Общий объѐм внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Направления и цели внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. функциональной коммуникативной Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: - целееообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. Формами организации внеурочной деятельности являются следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики, коллективные творческие дела и другие. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие). При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагогипсихологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет заместитель директора по учебновоспитательной работе. Годовой и недельный план организации внеурочной деятельности в I – IV классах, реализующих ООП НОО1 Направления ВД Количество часов в неделю 1 2 3 4 Всего Количество часов за год 1 2 3 Всего 4 Внеурочная деятельность, организованная через реализацию программ внеурочной деятельности по одному или нескольким направлениям (по выбору родителей / законных представителей) Курс внеурочной деятельности духовнонравственной направленности «Разговоры о 1 1 1 1 4 33 34 34 34 135 важном». Курсы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Подвижные 1 1 1 1 4 33 34 34 34 135 игры», «Спортивные игры». Курсы внеурочной деятельности по формированию функциональной (в том числе 1 1 1 1 4 33 34 34 34 135 читательской) грамотности «Мы любим русский язык», «Смысловое чтение» Другие курсы внеурочной деятельности (интеллектуальной, общекультурной, 1 1 1 1 4 33 34 34 34 135 творческой, физической, социальной направленностей) 4 4 4 4 16 132 136 136 136 540 Внеурочная деятельность, реализуемые в рамках классных и школьных мероприятий Интеллектуальное развитие обучающихся 1 1 1 1 4 33 34 34 34 135 Общекультурное развитие обучающихся 0,5 0,5 0,5 0,5 2 16,5 17 17 17 67,5 Творческое развитие обучающихся 0,5 0,5 0,5 0,5 2 16,5 17 17 17 67,5 Физическое развитие обучающихся 0,5 1 1 1 3,5 16,5 34 34 34 118,5 Социальное развитие обучающихся 0,5 1 1 1 3,5 16,5 34 34 34 118,5 3 4 4 4 15 99 136 136 136 507 Всего: 7 8 8 8 31 231 272 272 272 Всего за 4 года: 1047 1 На основе методических рекомендаций Минпросвещения Российской Федерации по организации внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС направленных письмом от 05.07.2022 № ТВ-1290/03