Интернет безопасность

Интернет-безопасность

15.11.2022

Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник информации наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, особенно для ребенка. Агрессия, преследования, мошенничество, психологическое давление, общение с онлайн незнакомцами – это лишь некоторый перечень угроз, которые поджидают ребенка в глобальной сети каждый день. 

Россия вошла в зону повышенного риска по обеспечению безопасности детей в глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской Интернет-активностью российских подростков и высоким уровнем ее бесконтрольности, а также низкими знаниями родителей об опасностях Интернет-среды. 

Как же оградить от них ребенка? 

Самый главный совет для родителей – будьте осведомлены о деятельности ребенка. 

Говорите с ним об Интернете: спрашивайте, что он сегодня делал, с кем познакомился, что интересного узнал. 

Старайтесь регулярно просматривать ресурсы, которые посещает Ваш ребенок, и проверяйте список его контактов, чтобы убедиться, что он и Вы знаете всех, с кем общается. 

Попросите ребенка сообщать Вам или близким людям о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет, и не ругайте за неприятные случаи, иначе он все будет скрывать. 

Второе важное правило – станьте проводником ребенка в Интернет. 

Научите ребенка правильно искать нужную информацию, сформируйте список полезных, интересных, безопасных для детей ресурсов и посоветуйте правильно их использовать. 

С самого начала объясните ребенку, почему ни в коем случае не стоит выдавать данные о себе и своей семье, публиковать фотографии, где изображен сам ребенок, семья  и прочие данные. 

Научите вашего ребенка уважению и этикету в Интернете. 

По статистике, более 80% российских детей имеют профиль в социальных сетях, а 23% сталкиваются в Сети с агрессией и унижением. Попросите ребенка не провоцировать конфликтные ситуации и относиться к другим так же, как он хотел бы, чтобы относились к нему самому. 

Объясните, что ни при каких обстоятельствах не стоит размещать провокационный материал и не распространять по чьей-либо просьбе информационные и агрессивно-настроенные сообщения. 

Информация, выложенная в Интернет – доступна всем и может быть использована в любых, в том числе, мошеннических целях. 

Предупредите ребенка, что не стоит добавлять «в друзья» незнакомых людей — они могут быть не теми, за кого себя выдают. 

Ни в коем случае не соглашаться на «живые» встречи с Интернет-незнакомцами, прежде чем не поставит в курс вас или близких родственников. 

Посоветуйте ему общаться в Интернете с теми, с кем он лично знаком. 

Предостерегите от скачивания платной информации, особенно через sms. 

Используйте технические возможности Вашего компьютера и Оператора. 

Для предотвращения нежелательного контента и вирусов необходимо установить антивирус, настроить антиспам фильтры в почте. 

С помощью средств Родительского контроля или соответствующих услуг Оператора можно создавать «белый» список Интернет-сайтов, ограничить время пребывания ребенка в Интернет, настроить возрастной фильтр. 

29 декабря 2010 года принят ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" 

КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРНЕТ БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ РЕБЕНКА? 

  • используйте настройки безопасного поиска и защитите их паролем; 
  • используйте контентные фильтры и другие инструменты защиты; 
  • используйте безопасный режим на развлекательных сайтах и в социальных сетях. 

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА? 

  • состояние защищенности детей, при котором отсутствует, риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (Статья 2 ФЗ) 

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЧИНЯЕТ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ? 

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 
  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 
  • оправдывающая противоправное поведение; 
  • содержащая нецензурную брань; 
  • содержащая информацию порнографического характера. (Статья 5 ФЗ) 

НА КАКИЕ ГРУППЫ ДЕЛИТСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ? 

  • информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; 
  • информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; 
  • информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; 
  • информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; 
  • информационная продукция, запрещенная для детей. (Статья 6 ФЗ) 

КАК ОПРЕДЕЛИСЬ СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ? 

  • производитель, распространитель информационной продукции размещают знак и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании; 
  • знак информационной продукции демонстрируется в публикуемых программах теле- и радиопередач, в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале; 
  • размер знака информационной продукции должен составлять не менее 5% площади экрана, афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- ИЛИ видеопоказе, а также входного билета, приглашения. (Статья 12 ФЗ) 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: 

  • доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно- телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи, при условии применения ими средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (Статья 14 ФЗ) 
  • содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям настоящего Федерального закона (Статья 15 ФЗ) 
  • первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей; 
  • информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках; 
  • информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границы территорий указанных организаций. (Статья 16 ФЗ) 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА 

"Ребенок дома, за компьютером — значит, все в порядке, он в безопасности". Так считают многие родители. И ошибаются. Детей эры поисковых систем и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице. Через мониторы компьютеров угроз на них обрушивается отнюдь не меньше. Одна из опасностей — кибербулинг: запугивание, психологический и физический террор — до чувства страха и подчинения. В Интернете насилие такого рода не редкость, как и различный агрессивный и нежелательный контент, мошенничество, сексуальное домогательство. Конечно, Интернет не только источник угроз, он открывает большие возможности для общения и саморазвития. Чтобы Интернет приносил пользу, а не вред, родителям необходимо научить детей правилам безопасного пользования Сетью так же, как они учат их не переходить дорогу на красный свет светофора. 

Четыре правила для взрослых 

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине: 

- Не отправляйте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. 

- Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы. 

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть: 

- Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и "хорошие" и "плохие" люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям. 

- Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. 

- Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms, во избежание потери денег. Хочу такой сайт

- Составьте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать. 

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети: 

- Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение — решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web. . 

- Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. 

- Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. 

- Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваши сын или дочь. 

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: 

- Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. 

- Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете. 

О чем говорит статистика? 

Приводим основные выводы исследования, проведенного компанией "Билайн" среди интернет-пользователей в пяти крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске. Интернет в жизни людей Абсолютное большинство респондентов (96%) выходят в Интернет каждый день и пользуются им в среднем около 5 часов. Интернет для активного пользователя — это в большей степени информационная база и электронная библиотека. Угрозы в Интернете Большинство (84%) респондентов сталкивались в Интернете с нежелательной информацией (например, экстремистского, порнографического, рекламного содержания) и с заражением компьютера вирусами. Что такое безопасный Интернет Большинство респондентов (88%) вкладывают в понятие "безопасный Интернет" защиту от вирусов, вредоносных программ, 70% — защиту от взлома личной информации, 54% — защиту от спама, и практически половина (45%) опрошенных понимает "безопасный Интернет" как защиту детей от нежелательной информации. 

Средства самостоятельной защиты пользователей в Интернете 50% опрошенных предпочитают использовать базовые средства безопасности, и более половины (55%) опрошенных считают, что обеспечивать безопасность в Интернете самостоятельно довольно сложно. Лишь 4% респондентов решают проблемы по мере поступления. В качестве основного средства обеспечения своей безопасности большинство опрошенных (93%) отмечают антивирусные программы. 

Что такое Интернет-грамотность, кому и как надо ее повышать? 

Наряду с тем, что большинство (89%) опрошенных понимают интернет-грамотность как умение осуществить поиск информации и пользоваться важнейшими сетевыми ресурсами, 70% считают интернет-грамотностью также осведомленность об угрозах безопасности в Интернете. 75% опрошенных считают, что интернет-грамотность важная для любого современного человека и в особенности для детей. Интересно, что в среднем респонденты с детьми 8-16 лет оценивают уровень своей интернет-грамотности выше, чем уровень грамотности своего ребенка. 60% опрошенных родителей с детьми 8-16 лет заинтересованы в повышении уровня интернет-грамотности собственных детей. Около половины считают, что это в первую очередь задача школы или родителей. 

Горячие телефоны 

В России действует бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи: 

Линия помощи "Дети онлайн" (8-800-25-000-15) 

Центр безопасного интернета 8-800-200-24-00 

Методические материалы по вопросам информационной безопасности и защиты персональных данных в сети «Интернет» для несовершеннолетних разных возрастных категорий, а также родителей (законных представителей)

Социальный ролик "Береги свои персональные данные"

Урок безопасности в сети Интернет 9-11 лет

Урок безопасности в сети Интернет 12-14 лет

Урок Что такое ПД и как их защитить для 5-6 классов

Урок Что такое персональные данные для 1-7 классов

Урок Безопасность детей для 6-8 классов

Правила безопасного Интернета 1-4 классов

Скорая помощь онлайн

Информационный буклет для детей 7-12 лет

Информационный буклет для детей 13-18 лет

Правила безопасности для 5-9 классов

Правила безопасности для 1-4 классов

Памятка для родителей Родительский контроль

Правила безопасности в Сети Интернет

Памятка по кибербезопасности для несовершеннолетних

Ролик Защита персональных данных для старших

Медиаурок Персональные данные Как их защитить для 8-9 классов


План мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».