УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ НТГО «СОШ №2» _____________ Спехов Е.А. «___»__________ 2024г. Положение о школьной библиотеке 1. Общие положения 1.1. Данное положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Феде- ральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации №78-ФЗ «О библиотечном деле» от 29.12.1994 г., Федеральным законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г., Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ от 29.12.2010 г., Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 №124ФЗ, в соответствии с Уставом МАОУ НТГО «СОШ №2», в соответствии с требованиями ФГОС, СанПин 2.4.2.282-10. 1.2. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, об- щедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, формирования в школьной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения правил свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. 1.3. Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права обучающихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.4. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других ра- ботников школы. Удовлетворяет запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. 1.5. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской дея- тельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремистской направленности. 1.6. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародова- ния документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей националсоциалистической рабочей партии Германии, фашисткой партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям. 1.7. Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки доку- ментов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов. 1.8. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 29.07.2013 г. №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+. 1.9. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, пе- речень основных услуг и условия их предоставления библиотекой, определяются в правилах пользования библиотекой. 1.10. Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке МАОУ НТГО «СОШ №2». 2. Задачи библиотеки 2.1. В целях противодействия экстремистской деятельности, в пределах своей компе- тентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространение литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних. 2.2. Обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогиче- ских работников, родителей обучающихся) доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажных (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровых (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. 2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. 2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов (при наличии технических возможностей), формирование комфортной среды. 2.5. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 3. Основные функции 3.1. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно- библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. 3.2. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами ОУ. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников. 3.3. Обеспечение защиты детей от вредной для их здоровья и развития информации. 3.4. Библиотекарь осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителя) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания ежемесячно. Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с Федеральным списком экстремистских материалов». при обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попаданиях их в фонд открытого доступа. Инженер-программист проводит регулярно, не реже 1 раза в квартал, работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов», проведенная работа фиксируется в журнале сверки. 3.5. Организация и ведение электронного каталога. Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслужи- 3.6. вания обучающихся: организация информационно-библиографическое обслуживания обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале. проведение с обучающимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации; организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, оказание содействия при организации внеурочной деятельности, содействие к развитию критического мышления. ведение библиотечно-информационного обслуживания с учетом запросов обучающихся; не допущение обучающихся к интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера. 3.7. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников: удовлетворение запросов, связанных с обучением, воспитанием и здоровьем детей; содействие созданию условий для самообразования и профессионального образования; организация доступа к педагогической информации на любых носителях. 3.8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 3.9. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг). 4. Организация деятельности библиотеки. 4.1. Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников, хранилище фонда литературы. 4.2. Осуществляется библиотечно-информационное обслуживание на основе библиотеч- но-информационных ресурсов в соответствии с учебно-воспитательным планом школы, программами, проектами и планом работы библиотеки; 4.3. Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера), электрон- ными документами, интернет-сайтами (доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) (осуществляет инженер-программист). 4.4. Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприят- ные условия для обслуживания читателей. 4.5. Организовывается взаимодействие с библиотеками (городскими, школьными, посел- ковыми). 4.6. Обеспечивается систематическое информирование читателей о деятельности биб- лиотеки, в том числе через школьный сайт. 4.7. Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. 4.8. Организуется работа по сохранности библиотечного фонда. 5. Управление, штаты 5.1. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также создания комфортной среды для читателей. 5.2. Директор школы делегирует выполнение отдельных функций контроля над деятель- ностью библиотеки заместителю директора. 5.3. Ряд функций управления библиотекой делегируется директором ОУ библиотекарю, в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы. 5.4. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает библиоте- карь, который является членом педагогического совета. 5.5. Библиотекарь составляет годовой план и отчет по работе, которые утверждаются ди- ректором школы. 5.6. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Один час рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей. Четверг - методический день библиотекаря, который используется для посещения семинаров, совещаний библиотекарей, для подготовки к массовым мероприятиям. 5.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к долж- ностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативноправовыми документами с учетом объемов и сложности работ. 5.8. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вво- диться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь, педагог-библиотекарь. 5.9. Работник библиотеки должен располагать сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список) экстремистской литературы. 6. Права, обязанности и ответственность. Работники школьной библиотеки имеют право: 6.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, приведенными в настоящем положении. 6.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой. 6.3. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки, кружки по информационной грамотности и культуре. 6.4. Участвовать в управлении ОУ согласно Типовому положению об ОУ. 6.5. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы ОУ и его структурных подразделений. 6.6. На поддержку со стороны региональных органов образования и администрации ОУ в деле организации повышения квалификации работников библиотек. Создания необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе МО библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы. 6.7. На участие в работе общественных организаций. 6.8. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством. 6.9. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренных для работников образования и культуры. Библиотечные работники несут ответственность: 6.10. За соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством РФ о труде и коллективным договором данного ОУ. 6.11. За выполнением функций, предусмотренных настоящим Положением. 6.12. За сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренным действующим законодательством. 6.13. Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ре- сурсах и предоставляемых библиотекой услугах; пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные изда- ния и другие источники информации. продлевать срок пользования литературой; получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справ- ки на основе фонда библиотеки; 7.2. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; Пользователи школьной библиотеки обязаны: соблюдать правила пользования школьной библиотекой; бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ; возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; полностью рассчитываться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.