УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ НТГО «СОШ №2»
_____________ Спехов Е.А.
«___»__________ 2024г.
Положение о школьной библиотеке
1. Общие положения
1.1.
Данное положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Феде-
ральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом Российской Федерации №78-ФЗ «О библиотечном деле» от
29.12.1994 г., Федеральным законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г., Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ от 29.12.2010 г., Федеральным законом
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 №124ФЗ, в соответствии с Уставом МАОУ НТГО «СОШ №2», в соответствии с требованиями
ФГОС, СанПин 2.4.2.282-10.
1.2.
Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, об-
щедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности, формирования в школьной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах
уважения правил свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
1.3.
Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
обучающихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4.
Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других ра-
ботников школы. Удовлетворяет запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. Организация обслуживания
участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники
безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
1.5.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской дея-
тельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремистской направленности.
1.6.
Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародова-
ния документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей националсоциалистической рабочей партии Германии, фашисткой партии Италии, публикации,
обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо
оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на
полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит,
помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно
их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям.
1.7.
Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки доку-
ментов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских
материалов.
1.8.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2010 г. №436 «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от
29.07.2013 г. №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+.
1.9.
Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, пе-
речень основных услуг и условия их предоставления библиотекой, определяются в правилах пользования библиотекой.
1.10. Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке
МАОУ НТГО «СОШ №2».
2. Задачи библиотеки
2.1.
В целях противодействия экстремистской деятельности, в пределах своей компе-
тентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространение литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно
влияющей на несовершеннолетних.
2.2.
Обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогиче-
ских работников, родителей обучающихся) доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажных (книжный фонд,
фонд периодических изданий), цифровых (CD-диски), коммуникативном (компьютерные
сети) и иных носителях.
2.3.
Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической
оценке информации.
2.4.
Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов (при
наличии технических возможностей), формирование комфортной среды.
2.5.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Основные функции
3.1.
Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная.
Распространение
знаний
и
другой
информации,
формирующей
библиотечно-
библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном
процессе.
3.2.
Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
образовательными программами ОУ. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий
для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников.
3.3.
Обеспечение защиты детей от вредной для их здоровья и развития информации.
3.4.
Библиотекарь осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на
любых носителя) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания ежемесячно. Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с Федеральным списком экстремистских материалов». при обнаружении запрещенных материалов
экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попаданиях их в фонд
открытого доступа. Инженер-программист проводит регулярно, не реже 1 раза в квартал,
работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и
электронным документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов», проведенная работа фиксируется в журнале сверки.
3.5.
Организация и ведение электронного каталога. Обеспечивает информирование
пользователей об информационной продукции.
Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслужи-
3.6.
вания обучающихся:
организация информационно-библиографическое обслуживания обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале.
проведение с обучающимися занятий по основам библиотечно-информационных
знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации;
организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, оказание содействия при организации внеурочной деятельности, содействие к развитию критического мышления.
ведение библиотечно-информационного обслуживания с учетом запросов обучающихся;
не допущение обучающихся к интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера.
3.7.
Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников:
удовлетворение запросов, связанных с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
содействие созданию условий для самообразования и профессионального образования;
организация доступа к педагогической информации на любых носителях.
3.8.
Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию
читателей в соответствии с установленным порядком.
3.9.
Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм
работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).
4. Организация деятельности библиотеки.
4.1.
Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников,
хранилище фонда литературы.
4.2.
Осуществляется библиотечно-информационное обслуживание на основе библиотеч-
но-информационных ресурсов в соответствии с учебно-воспитательным планом школы,
программами, проектами и планом работы библиотеки;
4.3.
Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера), электрон-
ными документами, интернет-сайтами (доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) (осуществляет инженер-программист).
4.4.
Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприят-
ные условия для обслуживания читателей.
4.5.
Организовывается взаимодействие с библиотеками (городскими, школьными, посел-
ковыми).
4.6.
Обеспечивается систематическое информирование читателей о деятельности биб-
лиотеки, в том числе через школьный сайт.
4.7.
Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.8.
Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.
5. Управление, штаты
5.1.
Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о
работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также создания
комфортной среды для читателей.
5.2.
Директор школы делегирует выполнение отдельных функций контроля над деятель-
ностью библиотеки заместителю директора.
5.3.
Ряд функций управления библиотекой делегируется директором ОУ библиотекарю,
в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.4.
За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает библиоте-
карь, который является членом педагогического совета.
5.5.
Библиотекарь составляет годовой план и отчет по работе, которые утверждаются ди-
ректором школы.
5.6.
График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы
школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Один час рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей. Четверг - методический день библиотекаря, который используется для посещения семинаров, совещаний библиотекарей, для подготовки к массовым мероприятиям.
5.7.
Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к долж-
ностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативноправовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
5.8.
В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вво-
диться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь, педагог-библиотекарь.
5.9.
Работник библиотеки должен располагать сведениями о запрещенных книгах и иной
печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список) экстремистской литературы.
6. Права, обязанности и ответственность.
Работники школьной библиотеки имеют право:
6.1.
Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии
с целями и задачами, приведенными в настоящем положении.
6.2.
Разрабатывать правила пользования библиотекой.
6.3.
Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки, кружки по информационной грамотности и культуре.
6.4.
Участвовать в управлении ОУ согласно Типовому положению об ОУ.
6.5.
На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед
библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы
ОУ и его структурных подразделений.
6.6.
На поддержку со стороны региональных органов образования и администрации ОУ в
деле организации повышения квалификации работников библиотек. Создания необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе МО
библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам
библиотечно-информационной работы.
6.7.
На участие в работе общественных организаций.
6.8.
На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.
6.9.
На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренных для работников образования и культуры.
Библиотечные работники несут ответственность:
6.10. За соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством РФ о
труде и коллективным договором данного ОУ.
6.11. За выполнением функций, предусмотренных настоящим Положением.
6.12. За сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренным действующим
законодательством.
6.13. Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских
материалов.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1.
Пользователи библиотеки имеют право:
получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ре-
сурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные изда-
ния и другие источники информации.
продлевать срок пользования литературой;
получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справ-
ки на основе фонда библиотеки;
7.2.
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
Пользователи школьной библиотеки обязаны:
соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;
возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
школьной библиотекой;
полностью рассчитываться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.