Положение о школьной библиотеке

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ НТГО «СОШ №2»
_____________ Спехов Е.А.
«___»__________ 2024г.

Положение о школьной библиотеке
1. Общие положения
1.1.

Данное положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Феде-

ральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом Российской Федерации №78-ФЗ «О библиотечном деле» от
29.12.1994 г., Федеральным законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г., Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ от 29.12.2010 г., Федеральным законом
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 №124ФЗ, в соответствии с Уставом МАОУ НТГО «СОШ №2», в соответствии с требованиями
ФГОС, СанПин 2.4.2.282-10.
1.2.

Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, об-

щедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности, формирования в школьной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах
уважения правил свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
1.3.

Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права

обучающихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4.

Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других ра-

ботников школы. Удовлетворяет запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. Организация обслуживания
участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники
безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
1.5.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской дея-

тельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремистской направленности.

1.6.

Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародова-

ния документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей националсоциалистической рабочей партии Германии, фашисткой партии Италии, публикации,
обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо
оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на
полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит,
помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно
их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям.
1.7.

Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки доку-

ментов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских
материалов.
1.8.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2010 г. №436 «О защите детей

от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от
29.07.2013 г. №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+.
1.9.

Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, пе-

речень основных услуг и условия их предоставления библиотекой, определяются в правилах пользования библиотекой.
1.10. Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке
МАОУ НТГО «СОШ №2».
2. Задачи библиотеки
2.1.

В целях противодействия экстремистской деятельности, в пределах своей компе-

тентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространение литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно
влияющей на несовершеннолетних.

2.2.

Обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогиче-

ских работников, родителей обучающихся) доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажных (книжный фонд,
фонд периодических изданий), цифровых (CD-диски), коммуникативном (компьютерные
сети) и иных носителях.
2.3.

Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение

пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической
оценке информации.
2.4.

Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения

новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов (при
наличии технических возможностей), формирование комфортной среды.
2.5.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

3. Основные функции
3.1.

Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная.

Распространение

знаний

и

другой

информации,

формирующей

библиотечно-

библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном
процессе.
3.2.

Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с

образовательными программами ОУ. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий
для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников.
3.3.

Обеспечение защиты детей от вредной для их здоровья и развития информации.

3.4.

Библиотекарь осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на

любых носителя) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания ежемесячно. Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с Федеральным списком экстремистских материалов». при обнаружении запрещенных материалов
экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попаданиях их в фонд
открытого доступа. Инженер-программист проводит регулярно, не реже 1 раза в квартал,
работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и
электронным документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов», проведенная работа фиксируется в журнале сверки.
3.5.

Организация и ведение электронного каталога. Обеспечивает информирование

пользователей об информационной продукции.

Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслужи-

3.6.

вания обучающихся:


организация информационно-библиографическое обслуживания обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале.



проведение с обучающимися занятий по основам библиотечно-информационных
знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации;



организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, оказание содействия при организации внеурочной деятельности, содействие к развитию критического мышления.



ведение библиотечно-информационного обслуживания с учетом запросов обучающихся;



не допущение обучающихся к интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера.

3.7.

Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников:
 удовлетворение запросов, связанных с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 содействие созданию условий для самообразования и профессионального образования;
 организация доступа к педагогической информации на любых носителях.

3.8.

Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию
читателей в соответствии с установленным порядком.

3.9.

Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм
работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).

4. Организация деятельности библиотеки.
4.1.

Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников,

хранилище фонда литературы.
4.2.

Осуществляется библиотечно-информационное обслуживание на основе библиотеч-

но-информационных ресурсов в соответствии с учебно-воспитательным планом школы,
программами, проектами и планом работы библиотеки;
4.3.

Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера), электрон-

ными документами, интернет-сайтами (доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) (осуществляет инженер-программист).

4.4.

Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприят-

ные условия для обслуживания читателей.
4.5.

Организовывается взаимодействие с библиотеками (городскими, школьными, посел-

ковыми).
4.6.

Обеспечивается систематическое информирование читателей о деятельности биб-

лиотеки, в том числе через школьный сайт.
4.7.

Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,

согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.8.

Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.

5. Управление, штаты
5.1.

Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор

школы, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о
работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также создания
комфортной среды для читателей.
5.2.

Директор школы делегирует выполнение отдельных функций контроля над деятель-

ностью библиотеки заместителю директора.
5.3.

Ряд функций управления библиотекой делегируется директором ОУ библиотекарю,

в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.4.

За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает библиоте-

карь, который является членом педагогического совета.
5.5.

Библиотекарь составляет годовой план и отчет по работе, которые утверждаются ди-

ректором школы.
5.6.

График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы

школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Один час рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей. Четверг - методический день библиотекаря, который используется для посещения семинаров, совещаний библиотекарей, для подготовки к массовым мероприятиям.
5.7.

Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к долж-

ностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативноправовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
5.8.

В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вво-

диться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь, педагог-библиотекарь.

5.9.

Работник библиотеки должен располагать сведениями о запрещенных книгах и иной

печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список) экстремистской литературы.
6. Права, обязанности и ответственность.
Работники школьной библиотеки имеют право:
6.1.

Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии
с целями и задачами, приведенными в настоящем положении.

6.2.

Разрабатывать правила пользования библиотекой.

6.3.

Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки, кружки по информационной грамотности и культуре.

6.4.

Участвовать в управлении ОУ согласно Типовому положению об ОУ.

6.5.

На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед
библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы
ОУ и его структурных подразделений.

6.6.

На поддержку со стороны региональных органов образования и администрации ОУ в

деле организации повышения квалификации работников библиотек. Создания необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе МО
библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам
библиотечно-информационной работы.
6.7.

На участие в работе общественных организаций.

6.8.

На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.

6.9.

На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,

предусмотренных для работников образования и культуры.
Библиотечные работники несут ответственность:
6.10. За соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством РФ о
труде и коллективным договором данного ОУ.
6.11. За выполнением функций, предусмотренных настоящим Положением.
6.12. За сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренным действующим
законодательством.
6.13. Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских
материалов.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1.

Пользователи библиотеки имеют право:



получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ре-

сурсах и предоставляемых библиотекой услугах;


пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;



получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;



получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные изда-

ния и другие источники информации.


продлевать срок пользования литературой;



получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справ-

ки на основе фонда библиотеки;

7.2.

участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
Пользователи школьной библиотеки обязаны:

 соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
 поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
 пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
 убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
 расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;
 возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
 заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
школьной библиотекой;
 полностью рассчитываться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».