22.09.2023
Трудности
организации работы в больших группах на уроках иностранного языка. Проблемы и
возможные пути решения.
Вопрос о преподавании иностранного языка в больших
группах и с разным уровнем подготовки учащихся волнует и будет волновать
педагогов.
В мае 1961 года было приято Постановление, в
котором говорится: “что, при наличии необходимых помещений, классы с числом
учащихся более 25 человек делятся на две группы для занятий по иностранному
языку…”.
Большая группа – это сколько? Для каждого эта цифра различна, но
большинство учителей сходится во мнении, что большая группа при обучении
английскому языку – это 15 и более человек.
Каждый учитель понимает, что если группа большая, то просто необходимо
пользоваться эффективными групповыми методами работы. И здесь мы сталкиваемся с
основными трудностями организации такой работы:
• проблемы с дисциплиной на уроке;
• неприспособленность классного помещения;
• организация работы в группах требует много времени;
• неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке;
• низкий уровень языковой подготовки учащихся, использование учащимися
родного языка при обсуждении заданий;
• непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;
• боязнь учащихся говорить на иностранном языке в присутствии других,
нежелание некоторых учащихся работать в группе;
• возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания
в группе;
• разный темп работы и т. д.
Какие здесь можно дать советы?
Учителя и обучаемые должны быть психологически готовы
к работе в группе и их организации работы в малых группах в рамках полного
класса.
·
Обучающимся требуется некоторое
время для того, чтобы научиться работать вместе
·
Работу в группах следует
ограничивать по времени
·
Дать возможность свободно
общаться в ходе работы
·
Обращать внимание только на те
ошибки, которые мешают процессу обучения
·
Обучение в сотрудничестве
может начинаться с первых лет обучения английскому языку в начальной школе
Отличительные особенности обучения в сотрудничестве:
·
Взаимозависимость членов
группы для получения конечного результата
·
Личная ответственность каждого
члена группы ха собственные успехи и успехи своих одноклассников
·
Общая оценка работы группы
Этапы работы:
этапы |
Действия
учителя |
Действия
учащихся |
1.
Организационно-подготовительный |
Формирование
мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам |
Распределяют
роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике или др.
источниках |
2.Индивидуальная работа |
Консультирование
по содержанию изучаемого материала |
Изучают
индивидуально, выполняют необходимые записи |
3.
Работа экспертных групп |
Объединяет
обучающихся в экспертные группы, дает консультации |
Обсуждают
изученный материал, консультируют друг друга |
4.
Работа в группах сотрудничества |
Организует
работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы в группах |
Каждый
участник групп освещает внутри группы свой вопрос |
5.
Итоговый |
Поведение
итогов работы группы. Оценивание деятельности группы |
Отчитываются
за данное задание |
Обучение в
сотрудничестве имеет и свои положительные моменты:
Что представляет собой групповая или парная работа?
Это совместное обучение. Китайская пословица отлично характеризует эту форму
работы: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я
научусь».
Преимущества групповой работы:
-работая в паре, в группе учащиеся узнают, о чём
думают, и что знают их одноклассники;
-у них есть
больше возможности говорить;
-
появляется шанс быть лидером;
-
слышат больше английского;
-
узнают друг о друге;
-
учатся уважать и ценить мнения других;
-
действительно думают;
-
учатся сотрудничать;
-
узнают больше слов.
Модели учебного взаимодействия: группа из 3 человек-
сильный-средний –слабый. Данная модель предполагает: проговаривание,
объяснение, текущий контроль со стороны группы.
Модель «Пила» - состав группы до 5 человек. Материал делится учителем на фрагменты
(логические или смысловые блоки). Каждый
участник группы получает свой фрагмент и затем происходит встреча «Экспертов»
(по определенному фрагменту) из разных групп.
К другим формам можно отнести также ролевые игры. В
задании долины присутствовать: проблемная ситуация, распределение ролей, сюжет
игры, общие цели и разные решения.
Проектная деятельность –это тоже обучение в
сотрудничестве.
1. Определяем
задачи для каждой группы.
2. Определяем
задания, которые необходимо будет выполнить
3. У
каждого участника –своя часть работы
4. Определяем
последовательность
5. Устанавливаем
сроки
6. Обсуждаем
форму, в какой будет представлена каждая часть работы
7. Обсуждаем,
где можно найти информацию
8. Обсуждаем
форму, в которой будет представлен проект
Применение
ИКТ
Интерактивное обучение
на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать
целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических
принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать
индивидуальный темп работы каждого обучаемого.
С помощью ИКТ можно
·
обучать
всем видам речевой деятельности
·
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого
языка;
·
расширить
возможности учебника
·
повышать
мотивацию
·
находить
дополнительные упражнения
·
вариативность
в рамках каждого упражнения
·
возможность
самоконтроля
·
Использование
ресурсов сети Интернет
В своей работе использую
различные сайты ( Скайсмарт, Учи.ру videouroki.net, infourоk и др. Такие
сайты помогают учителю при дистанционном обучении или при закреплении
изученного материала. Эти ресурсы не могут заменить учителя, а являются
дополнительными инструментами, которые делают обучение разнообразнее.
Мне в моей работе более или менее
помогают следующие приемы и упражнения:
1. Отработка новой лексики хором, по
рядам, опрос хором всех девочек класса, затем всех мальчиков, выборочно 4,5
учеников одновременно. То же самое при чтении текста.
2. Составление вопросов к тексту, к
рисунку, к главному герою произведения. Ученики обмениваются своими вопросами и
отвечают.
3. Составление кроссвордов, филвордов, русских
предложений для закрепления новых слов к модулю дома для обмена.
4.Во время монологического
высказывания многие ученики скучают или заняты посторонними делами, в связи с
этим остальным раздаю таблицу с вопросами, которую они должны заполнить после
прослушивания каждого ученика.
6. При выполнении грамматических упражнений
готовлю несколько вариантов.
7. Для увеличения темпа при
диалогической речи для слабых учеников макет диалога на слайде лишь с первыми
буквами слов.
8. Устное домашнее задание, зачет
проверяем в разных формах: устно, письменно, несколькими экспертами, тесты на
компьютерах, взаимопроверка и т.д.
Проверка
домашнего задания:
1. Готовые ответы. Учитель зачитывает правильные варианты ответов,
и учащиеся проверяют самостоятельно. Этот вариант можно периодически
использовать с учащимися средней и старшей школы.
Варианты могут быть
разными: вывести правильные ответы на экран, раздать
учащимся карточки с ответами, либо вызвать кого-то из учеников для чтения
ответов вслух
2.
Проверка в парах. Учащиеся меняются работами и проверяют ответы друг у друга.
Важно отметить, что учащиеся делают это не на оценку и им нет смысла скрывать
неверные ответы.
Проверка работ в
парах/группах создает дополнительные условия для говорения и тренировки
определенных структур на иностранном языке, как например выражение мнения,
согласия/несогласия, модальных глаголов и прочее.
3.
Проверка в группах. Учащиеся проверяют свои задания в группах по 3-4 человека.
Как вариант, можно назначить ответственных в каждой группе, который фиксирует
какие были сделаны ошибки для дальнейшего разбора.
4.
Аудирование. Некоторые задания в учебнике подразумевают прослушивание
аудиозаписи в качестве самопроверки. Учащиеся прослушивают записать и затем в
парах сверяют ответы.
5.
Командные игры. Проверку домашнего задания можно превратить в игру. Класс
делится на команды. Учитель (или учащийся) называет номер задания/предложения и
учащиеся в командах зарабатывают очки за правильные ответы.
6.
Верно/неверно. Учитель читает ответы, намеренно делая ошибки в некоторых
примерах. Учащиеся корректируют ответы, выражая свое согласие/несогласие
с учителем. Данный вариант можно также превратить в командную игру.
9. Повторение хором за учителем или диктором также
поможет эффективно организовать работу на уроках английского языка в больших
группах, т.к. оно позволяет повысить активность каждого учащегося. Данный
способ особенно эффективен на уроках в начальных классах. Ученики повторяют за
учителем или диктором хором слова, рифмовки, стихотворения, песни. Хором также
можно отрабатывать диалоги: класс делится на две группы (например, левая часть
класса и правая). Каждая часть класса хором произносит свои реплики из диалога.
10.
Упорядочение (ordering).
Учащихся объединяют в группы, и каждая получает разрезанный рассказ в
картинках. Учащиеся согласуют, в каком порядке расположить картинки и
составляют рассказ. Решение групп обычно разное.
11.
Работа
в паре- Один ученик описывает картинку или читает текст к ней, другой должен её
нарисовать.
Важно
понять, что обучение в классах с большой наполняемостью может быть очень
эффективным, но с этим надо много работать и творчески. Задача учителя изменить
свое отношение к проблеме. Необходимо отойти от поведения учителя, стоящего в
центре класса и «дающего знания» детям. Инициатива должна быть передана
ученикам. Гораздо более полезно для учащихся при выполнении заданий самим
изучать, анализировать, взаимодействовать, используя иностранный язык.
Эффективность
зависит от личной заинтересованности каждого участника. Если у старших детей
сформированы учебные действия и имеется мотивация, то младших можно увлечь при
помощи игровых моментов.
Итак,
групповое взаимодействие учащихся на уроке иностранного языка – это реализация
принципа активности в обучении, один из факторов развивающего обучения.
Групповая работа помогает учителю создать на уроке «языковую среду» близкую к
естественным ситуациям общения.
Вывод: Проблема обучения в больших
классах на сегодняшний день остается актуальной. Для ищущего и творческого
педагога поиск решения этой проблемы является неисчерпаемым полем для
творчества. Можно даже назвать это педагогическим вызовом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.10.2023
Дата обновления: 27.10.2023
Дата публикации: 22.09.2023