Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Описание образовательной программы
1. Федеральная адаптированная
образовательная программа начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО) предназначена для
сопровождения деятельности образовательной организации по созданию
адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП
НОО) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) 1 ,
предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ).
2.1. ФАОП НОО для глухих обучающихся
включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для глухих обучающихся
(вариант 1.1);
б) ФАОП НОО для глухих обучающихся
(вариант 1.2);
2.2. ФАОП НОО для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся включает три варианта:
а) ФАОП НОО для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся (вариант 2.1);
б) ФАОП НОО для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся (вариант 2.2);
2.3. ФАОП НОО для слепых обучающихся
включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для слепых обучающихся
(вариант 3.1);
б) ФАОП НОО для слепых обучающихся
(вариант 3.2);
2.4. ФАОП НОО для слабовидящих
обучающихся включает три варианта:
а) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.1);
б) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.2);
2.5. ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (далее - ТНР) включает два варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с ТНР
(вариант 5.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с ТНР
(вариант 5.2);
а) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА
(вариант 6.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА
(вариант 6.2);
2.7. ФАОП НОО для обучающихся с задержкой
психического развития (далее - ЗПР) включает два варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2);
а) ФАОП НОО для обучающихся с РАС
(вариант 8.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с РАС
(вариант 8.2);
3. Содержание каждого варианта ФАОП НОО
представлено учебно-методической документацией (федеральный учебный план,
федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая
программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы),
определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание
образования уровня начального общего образования, планируемые результаты
освоения образовательной программы 2.
4. Организации, осуществляющие
образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам начального общего образования (далее -
образовательная организация), разрабатывают АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
ФАОП НОО.
АООП НОО для глухих обучающихся;
АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
АООП НОО для слепых обучающихся;
АООП НОО для слабовидящих обучающихся;
АООП НОО для обучающихся с ТНР;
АООП НОО для обучающихся с НОДА;
АООП НОО для обучающихся с ЗПР;
АООП НОО для обучающихся с РАС.
5. Каждый вариант ФАОП НОО включает три
раздела: целевой, содержательный, организационный 3:
5.2. Целевой раздел ФАОП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения
ФАОП НОО.
федеральные рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий (далее
- УУД) у обучающихся (в вариантах 1.1 - 8.1
и 1.2 - 8.2 ФАОП НОО);
программу коррекционной работы;
федеральную рабочую программу воспитания.
6. Федеральные рабочие программы учебных
предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО и
разработаны на основе требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к
результатам освоения программы начального общего образования.
7. Программа формирования УУД содержит:
описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных
УУД обучающихся.
8. Федеральная рабочая программа
воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России 4.
федеральный учебный план;
федеральный календарный учебный график;
федеральный календарный план воспитательной работы,
содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности,
которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых
образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.
10. В основу формирования АООП НОО
положены следующие принципы:
б) принцип учета типологических и
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности
образовательного процесса;
ж) принцип целостности содержания
образования;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при
организации образовательной деятельности не допускается использование
технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими
до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими
до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).